Как заявил Президент А.Г.Лукашенко 21 апреля 2017 г., обращаясь с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь, «важнейшим направлением социальной политики является развитие системы образования. Именно оно должно дать нашему молодому государству грамотных, всесторонне развитых граждан, настоящих патриотов своей страны».
Данный вопрос находится на личном контроле Главы государства.
Справочно:
Согласно результатам республиканского телефонного опроса, проведенного Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь (далее – ИАЦ) в июне 2017 г., в оценке населением ситуации в сфере образования Беларуси заметно преобладают положительные ответы. Дошкольным и школьным образованием довольны в среднем по 56% опрошенных, высшим и средним специальным – по 45%. Отрицательные ответы дали в среднем по 15,5% респондентов.
Следует отметить, что достаточно большой процент граждан затруднились дать конкретную оценку вышеназванным ступеням образования (от 19,5% в отношении школьного образования до 46,5% среднему специальному, профессионально-техническому), так как по объективным причинам не сталкивались с работой учреждений образования.
****
Актуальные вопросы дошкольного образования
Обеспечение «шаговой» доступности учреждений дошкольного образования
В соответствии с Планом мероприятий по обеспечению доступности дошкольного образования, утвержденным правительством от 02.07.2015 № 50/209-220) в 2017–2020 гг. предусматривается строительство 57 учреждений дошкольного образования (далее – УДО) на 10 900 мест, размещение 11 УДО на 247 мест на первых этажах жилых зданий при строительстве в микрорайонах-новостройках, создание 285 групп кратковременного пребывания на 3 420 мест, открытие 5 УДО на 60 мест во встроенно-пристроенных или пристроенных к жилым домам помещениях (семейные детские сады), 5 УДО частной формы собственности.
Принятые меры позволили в 2016 году создать порядка 9,6 тыс. дополнительных мест для детей в учреждениях дошкольного образования (в 2015 году – порядка 8 тыс. таких мест), увеличить на полтора процентных пункта охват детей в возрасте от года до 6 лет такими учреждениями (2016 год – 75%, 2015 год – 73,5%).
Справочно:
В 2016 году введено в эксплуатацию 12 учреждений дошкольного образования на 2670 мест (в 2015 году – 14 учреждений дошкольного образования на 2 001 место); открыто 816 групп кратковременного пребывания (от 2 до 7 часов) (в 2015 году – 703 группы); организован подвоз 10 137 воспитанников к учреждениям дошкольного образования
(в 2015 году – 11 374).
По состоянию на 21.07.2017 введено в эксплуатацию 5 УДО на 910 мест.
Справочно:
Витебская область – 1 УДО на 200 мест (государственное учреждение образования «Ясли-сад № 1 г.Глубокое» «Вишневая сказка»);
Гродненская область – 1 УДО на 230 мест (государственное учреждение образования «Ясли-сад № 109 г.Гродно»);
Минская область – 1 УДО на 150 мест (государственное учреждение образования «Прилукский детский сад № 2»);
г.Минск – 2 УДО на 330 мест (государственное учреждение образования «Ясли-сад № 147 г. Минска» жилой район «Магистр»
(140 мест); государственное учреждение образования «Ясли-сад № 370 г.Минска» микрорайон «Каменная Горка-2» (190 мест)).
К началу учебного года планируется ввести в эксплуатацию еще 6 УДО на 1 120 мест.
Справочно:
Брестская область – 1 УДО на 80 мест (пристройка к зданию яслей-сада);
Витебская область – 1 УДО на 200 мест в микрорайоне «Заднепровье-5» г.Орша;
Гродненская область – 1 УДО на 190 мест в г.Островец;
Минская область – 2 УДО на 460 мест (1 УДО на 230 мест в г.Столбцы, 1 УДО на 230 мест в г. Жодино);
г.Минск – 1 УДО на 190 мест (в микрорайоне «Каменная Горка-4» г.Минска).
До конца года планируется ввести в эксплуатацию 5 УДО на 925 мест.
Справочно:
Гомельская область – 1 УДО на 75 мест;
Гродненская область – 1 УДО на 230 мест;
Минская область – 1 УДО на 150 мест;
Могилевская область – 1 УДО на 240 мест;
г.Минск – 1 УДО на 230 мест.
Актуальные вопросы общего среднего образования
По предварительной информации, в 2017/2018 учебном году будет функционировать 3 063 учреждений общего среднего образования (2016/2017 учебный год – 3 155 учреждений общего среднего образования). Образовательный процесс будут обеспечивать около 100 тыс. педагогов, из которых высшее образование имеют 93,3%, высшую и первую квалификационные категории – 76,4%, 164 педагога (0,2%) имеют квалификационную категорию «учитель-методист».
Основные направления деятельности на уровне общего среднего образования:
- обновление содержания общего среднего образования с учетом межпредметных связей и практикоориетированной направленности;
- внедрение учебных пособий нового поколения, разработанных в соответствии с обновленными учебными программами;
- оснащение учреждений общего среднего образования современным оборудованием и средствами обучения;
- координация работы органов управления образованием по вопросам оптимизации сети учреждений общего среднего образования.
Обновление учебных программ, подготовка новых учебных пособий
К 2017/2018 учебному году Министерством образования обновлены учебные программы по всем учебным предметам (24) типового учебного плана общего среднего образования. Основные направлениями корректировки содержания учебных программ:
- рациональность распределения учебного времени на изучение отдельных тем и разделов;
- полнота и последовательность изучаемого материала;
- целесообразность изучения учебного материала в конкретном классе;
- реализация относительной завершенности изучаемого материала на II ступени общего среднего образования;
- реализация межпредметных связей и др.
Определены единые подходы к разработке новых учебников. Проводится конкурс на создание учебных пособий. В состав победивших авторских коллективов входят и ученые, и преподаватели учреждений высшего образования, и учителя-практики.
В 2017 году будет издано 50 учебных пособий, из них 41 новый учебник. К началу нового учебного года будет издано 39 учебников и учебных пособий, в том числе 30 новых. Электронные версии всех учебных пособий размещены в свободном доступе на национальном образовательном портале.
Профориентация в школе
Профориентационная работа с учащимися учреждений общего среднего образования осуществляется как в рамках факультативных занятий, так и во взаимодействии с учреждениями профессионально-технического образования (далее – УПТО) и учреждений среднего специального образования (далее – УССО).
В целях повышения привлекательности профессионального образования, повышения имиджа рабочих профессий возрастает роль взаимодействия учреждений общего среднего образования с УПТО и УССО. В планах работы УПТО и УССО определены даты проведения «профессиональных» суббот, в рамках которых проводятся:
- семинары-практикумы («Моя профессия – мое будущее», «С профессиональным образованием – успешное будущее!» и др.);
- встречи с выпускниками УПТО, УССО, новаторами производства, представителями семейных династий, достигшими вершин профессионального мастерства;
- экскурсии в музеи УПТО, УССО с демонстрацией экспозиций, посвященных развитию системы профобразования, знаменитым выпускникам, достигшим значительных профессиональных успехов;
- работа консультационных пунктов, направленных на оказание помощи абитуриентам и их родителям в решении вопросов, связанным с профессиональным определением, иные мероприятия.
Домашние задания
В инструктивно-методическом письме к началу учебного года обращено внимание учителя на то, что основной учебный материал должен быть усвоен учащимися на уроке. Основная функция домашнего задания – закрепление знаний и умений. Для домашнего задания может предлагаться только тот материал, который освоен на учебных занятиях. Задания повышенного уровня сложности могут предлагаться для самостоятельного выполнения учащимся только по их желанию.
С целью предупреждения перегрузки учащихся учителю необходимо следить за объемом домашнего задания, объяснять на уроке содержание, порядок и приемы его выполнения.
В настоящее время Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования» (постановление Министерства здравоохранения от 27.12.2012 № 206 в редакции от 17.05.2017 № 35») установлено время, которое должны тратить учащиеся на выполнение домашнего задания. Задача администрации учреждения образования обеспечить неукоснительное выполнение данных требований.
Справочно:
В 1 классе домашние задания не задаются.
Домашние задания должны задаваться с учетом возможности их выполнения во 2 классе – до 1,2 часа, 3-4 классах – до 1,5 часа, 5-6 классах – до 2 часов, 7-8 классах – до 2,5 часа, 9-11 классах – до 3 часов.
Время начала учебных занятий
В соответствии с Санитарными нормами и правилами учебные занятия в учреждениях образования должны начинаться не ранее 8.00 в первую смену, не позднее 14.00 – во вторую смену. Оптимальным является начало учебных занятий с 9.00.
В то же время решение о времени начала учебных занятий принимает руководитель учреждения образования с учетом специфики учреждения образования.
Платные и бесплатные дополнительные услуги в школе
Кроме обязательных учебных занятий, в учреждениях общего среднего образования возможно проведение факультативных занятий, которые направлены на повышение у учащихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности учащихся, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.
Перечень факультативных занятий в конкретном учреждении образования формируется ежегодно по желаниям учащихся (законных представителей учащихся) и в соответствии с возможностями учреждения образования (наличие соответствующей материально-технической и учебно-методической базы, педагогических кадров) в пределах учебных часов, предусмотренных на проведение факультативных занятий.
Проведение факультативных занятий для учащихся является бесплатным.
Платные образовательные услуги оказываются учреждением общего среднего образования за пределами учебного плана.
Порядок сбора финансовых и материальных средств на нужды учреждений образования
В целях предотвращения необоснованных сборов средств с законных представителей учащихся Министерством образования внесены изменения и дополнения в Положение о попечительском совете учреждения образования и положения о родительском комитете учреждений дошкольного, общего среднего образования, а также специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната), вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната), центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – положения о родительском комитете учреждений образования).
В соответствии с положениями о родительском комитете учреждений образования не допускается сбор средств членами родительских комитетов. Содействие учреждению образования в развитии его материально-технической базы является одной из задач деятельности попечительского совета учреждения образования.
Денежные средства попечительского совета формируются из добровольных перечислений на расчетный счет учреждения образования.
В целях обеспечения прозрачности расходования денежных средств попечительского совета предусмотрено вовлечение членов родительского комитета учреждения образования, руководителя учреждения образования к определению направлений, размеров и порядка использования средств попечительского совета.
Актуальные вопросы высшего образования
Итоги вступительной кампании
В 2017 году прием осуществляет 51 учреждением высшего образования (в 2016 году – 52).
План приема за счет средств бюджета выполнен полностью, по всем формам получения образования – принято 26,7 тыс. человек (в 2016 году вакантными осталось 18 мест, всего было принято – 27,1 тыс. чел.).
Для получения образования на платной основе в 2017 году принято 26,8 тыс. человек (в 2016 году – 28,4 тыс. человек). При этом в государственные УВО принято 22,9 тыс. человек (в 2016 году – 24,1 тыс. человек), в частные УВО – 3,9 тыс. человек (в 2016 году – 4,2 тыс. человек).
Всего 1 сентября в УВО страны придут учиться 53,5 тыс. первокурсников (в 2016 году – 55,5 тыс. человек). Приемная кампания в УВО возобновится 15 ноября. С этой даты и до 20 декабря будет проводиться прием абитуриентов в сельскохозяйственные УВО на заочную форму получения образования (как за счет средств бюджета, так и на платной основе).
Наиболее востребованными специальностями у абитуриентов в 2017 году явились: «Международное право» – 384 (БГУ), «Информатика и технологии программирования» – 380 (БГУИР), «Современные иностранные языки (перевод). Английский язык и второй иностранный язык» – 378 (МГЛУ), «Стоматология» – 376 (БГМУ), «Журналистика» – 370 (ГрГУ имени Янки Купалы), «Организация движения и обеспечение полетов на воздушном транспорте» – 365 (Академия авиации), «Государственное управление и право» – 337 (Академия управления при Президенте Республики Беларусь), «Изобразительное искусство и компьютерная графика» – 336 (БГПУ имени Максима Танка).
Окончательные итоги приемной кампании будут подведены после обработки соответствующих статистических данных, не ранее 15 августа.
Справочно:
Отвечая на многовариантный вопрос ИАЦ о различных возможностях получения белорусской молодежью качественного высшего образования, две трети респондентов (66%) указали на высшие учебные заведения столицы. Одновременно почти половина опрошенных (46%) назвали региональные вузы (в районных и областных центрах). В преимуществах учебы за границей уверены около 30% граждан.
В настоящее время ведется работа по подготовке учреждений и общежитий к началу учебного года. По оперативным данным местами в общежитии будут обеспечены 97тысяч человек, что составляет 84,3% от общего количества нуждающихся в общежитии.
На 1 августа 2017 года размер стипендий для студентов УВО составляет 56,02 – 129,55 рублей.
Практикоориентированность высшего образования
Практическое обучение студентов в УВО включает: практические занятия, проведение лабораторных работ, курсовое (дипломное) проектирование, научные исследования студентов, учебную, производственную (преддипломную) практики и др.
Действующие образовательные стандарты и учебные планы специальностей, разработанные и утвержденные с участием ведущих специалистов организаций – заказчиков кадров, предусматривают оптимальное соотношение между лекционными и лабораторно-практическими занятиями по каждой специальности в зависимости от ее специфики. Количество учебных практик, в том числе ознакомительных на 1 курсе, производственных (преддипломных) практик дифференцировано по специальностям. Их длительность увеличена и в среднем составляет от 16 до 24 недель.
Для обеспечения практикоориентированной подготовки специалистов учреждениями высшего образования республики только в 2016 году создано 26 филиалов кафедр в базовых организациях-заказчиках кадров, при этом общее количество филиалов кафедр по состоянию на конец 2016 года составило 1048.
Дистанционная форма получения образования
Особенности организации образовательного процесса при подготовке специалистов в дистанционной форме регламентируются постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.10.2010 № 108 «О некоторых особенностях получения высшего образования первой ступени в дистанционной форме в высших учебных заведениях».
Подготовку специалистов в дистанционной форме ведут 8 УВО.
Распределение, права и обязанности молодых специалистов
Мировой опыт показывает, что поиск работы и начало трудовой деятельности выпускников учреждений образования сопряжены со значительными трудностями, поскольку работодатели предпочитают нанимать специалистов с опытом практической работы. Кодексом Республики Беларусь об образовании (статья 48) предусмотрено предоставление выпускникам учреждений образования, обучавшимся за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в дневной форме получения образования, первого рабочего места путем распределения, что способствует их профессиональному становлению, обеспечивает молодым специалистам и рабочим дополнительные трудовые и социальные гарантии. Особенно это актуально сейчас, когда наблюдается снижение спроса на трудовые ресурсы со стороны нанимателей.
Вопросы распределения выпускников государственных учреждений образования регулируются Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821, и находятся в компетенции учреждений образования.
Выпускник, направленный на работу по распределению, обязан прибыть к месту работы не позднее срока, указанного в свидетельстве о направлении на работу, и отработать указанный в нем срок обязательной работы, или возместить в бюджет средства, затраченные государством на его подготовку.
Наниматель обязан принять на работу прибывшего по направлению выпускника и обеспечить условия, указанные в свидетельстве о направлении на работу.
Выпускник, получивший свидетельство о направлении на работу, прибывший к месту работы в срок, указанный в свидетельстве о направлении на работу, и получивший отказ нанимателя в приеме на работу в соответствии со свидетельством о направлении на работу, обязан обратиться в учреждение образования за перераспределением.
Выпускникам, которым место работы предоставлено путем распределения, предоставляются гарантии и компенсации, в частности:
- трудоустройство в соответствии с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией;
- отдых продолжительностью тридцать один календарный день, а выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, – сорок пять календарных дней. По инициативе выпускника продолжительность отдыха может быть сокращена;
- компенсации в связи с переездом на работу в другую местность в соответствии с законодательством о труде;
- денежная помощь, размер, источники финансирования и порядок выплаты которой определяются Правительством Республики Беларусь.
В соответствии с Положением о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование (глава 4) денежная помощь выплачивается:
- молодым специалистам, а также выпускникам, указанным в пункте 5 статьи 84 Кодекса Республики Беларусь об образовании, – в размере месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии);
- молодым рабочим (служащим), получившим профессионально-техническое образование, – из расчета тарифной ставки по присвоенной им квалификации (разряду, классу, категории) или соответствующего оклада.
Для выпускников, обучавшихся на условиях оплаты, предлагаются места работы, оставшиеся после распределения. Ежегодно более 1 тыс. выпускников, обучавшихся на I ступени высшего образования за счет собственных средств в дневной форме, получают по своему желанию направление на работу.
Разработка модели вуза «Университет 3.0»
В современных условиях главным двигателем роста становится способность экономики к производству и управлению интеллектуальной собственностью, а ключевым звеном этой новой реальности выступают университеты. Именно они стали платформой экономики знаний. В кампусах ведущих университетов США, Великобритании, Китая уже формируется экономическая среда, опережающая окружающую реальность на 5–10 лет. Именно оттуда выходят компании, которые за 5–10 лет становятся флагманами глобального бизнеса в новых отраслях.
Речь идет о новой концепции развития университетов, которая отличается от традиционных представлений об их функциях. Современные университеты наилучшим образом решают задачу перевода знания в интеллектуальный капитал, становятся лидерами и центрами создания новых технологий и технологических отраслей.
Среди белорусских университетов концепция «Университета 3.0» в настоящее время внедряется на базе Белорусского государственного университета, Белорусского национального технического университета, Белорусского государственного технологического университета, Белорусского государственного экономического университета.
Научно-техническая и инновационная деятельность
В системе Министерства образования для обеспечения научно-производственного комплекса, коммерциализации результатов научной, научно-технической и инновационной деятельности (далее – НТД) функционирует 5 технопарков, получившие статус субъектов инновационной инфраструктуры (при БНТУ, ВГТУ, ПГУ, ПолессГУ, ГрГУ «Учебно-производственный центр «Технолаб» (2017 год). В университетах 12 центров трансфера технологий (в 2017 году РИПО «Ресурсный центр ЭкоТехноПарк-Волма»). Зарегистрировано 9 отраслевых лабораторий (БГТУ, МГУП (2017 год)
Одним из самых эффективных способов использования охраняемых результатов НТД за рубежом является совместное патентование разработок с зарубежными партнерами. В качестве примера можно привести опыт Полоцкого государственного университета, который совместно с французской фирмой INSTRUMENTATION SCIENT DE LABO запатентовал в 13 государствах мира, в т.ч. в 11 странах дальнего зарубежья изобретение, реализованное в приборах для экспресс-анализа свойств нефтепродуктов, которые успешно продаются в странах Восточной и Западной Европы, США, Азии, Африки и Южной Америки. Платежи ПГУ за совместное использование изобретения в 2002–2016 гг. составили более 891,6 тыс. евро.
Реализация в Беларуси новых инициатив и проектов в рамках молодежной политики
В 2017 году продолжена реализация важнейших направлений молодежной политики в рамках подпрограммы «Молодежная политика» Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2016 № 250) и Плана мероприятий по реализации данной подпрограммы на 2017 год. Данный документ вобрал в себя весь спектр инновационных форм и направлений работы, долгосрочных акций и совместных мероприятий с республиканскими органами государственного управления, молодежными общественными объединениями на ближайшую пятилетку.
В 2017 году сохраняя преемственность целей и приоритетов предыдущих лет в молодежной политике, работа с молодежью направлена на развитие позитивных тенденций в молодежной среде, интеллектуального и трудового потенциала молодежи, предпринимательской и творческой инициативы молодых людей, их активное вовлечение в общественную деятельность. Значительное внимание уделяется вопросу реализации и поддержке молодежных инициатив.
Приоритетным в работе с молодежью было и остается гражданско-патриотическое воспитание. Обеспечена реализация массовых долгосрочных проектов: республиканская акция «Цветы Великой Победы», «Собери Беларусь в своем сердце», проект-праздник «Дзень вышыванкі», проект «Украсим Беларусь цветами» и др.
Немаловажный ресурс гражданского и патриотического воспитания – молодежный туризм, как уникальный способ воспитания у молодежи культуры проведения содержательного и активного досуга, приобщение к историческому наследию нашей родины. Виды разнообразны: профильные лагеря, экскурсии, туристские соревнования и мероприятия, турслеты, экстремальные виды деятельности в природной среде, спортивный туризм, альпинизм, скалолазание, спортивное ориентирование, рафтинг, кемпинги, караванинг, фестивали и т.д. В целях поддержания инициативы молодежи в сфере спортивного туризма в сентябре 2017 года запланировано проведение республиканского туристского слета молодежи.
Осуществляется поддержка одаренных и талантливых молодых людей. В целях социально-экономического и культурного развития нашей страны проведены республиканский конкурс художественного творчества студентов «АРТ-вакацыi», республиканская выставка «Грани творчества», республиканский конкурс флористов «Купальская краса» и др.
Налажено более тесное сотрудничество учреждений образования с ведущими молодежными общественными объединениями. По направлениям деятельности зарегистрировано 320 молодежных общественных объединений, в том числе 26 детских. Ведущими являются общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи» (496 389 членов или 23% от общего числа молодежи республики), в сентябре нынешнего года «БРСМ» исполняется 15 лет; общественное объединение «Белорусская республиканская пионерская организация» (650 417 пионеров или 73,8 % белорусских школьников в возрасте от 7 до 18 лет), 19 мая отмечен 95-летний юбилей.
Для молодого поколения волонтерская деятельность – важный способ получения новых знаний, развития навыков общественной деятельности, формирования нравственных ценностей, активной гражданской позиции. В последние годы наблюдается устойчивый рост числа граждан и объединений, участвующих в волонтерской (добровольческой) деятельности, а также расширяются масштабы реализуемых программ и проектов. Для развития волонтерского движения в молодежной среде в 2017 году ведется работа над Программой развития волонтерского (добровольческого) движения в Республике Беларусь.
Обеспечен комплексный единый подход и тесное взаимодействие учреждения образования со всеми заинтересованными общественными организациями и государственными структурами, что способствует воспитанию у молодежи рационального отношения к своему здоровью, формированию здорового образа жизни в молодежной среде. Осуществляется реализация республиканского проекта «Мой стиль жизни сегодня – мое здоровье и успех завтра».
Государство остро нуждается в профессионалах, востребованных на рынке труда. Наша задача воспитать не только гражданина и патриота, но и труженика. Здесь основной упор делаем на работающую молодежь. Осенью пройдет III Республиканский форум сельской молодежи.
Сегодня очень важно показать молодым приоритетность семейной жизни, ее преимущества для каждого молодого человека, настроить на создание крепкой и гармоничной семьи. Запланировано проведение республиканских конкурсов «Властелин села» и «Семейное счастье – начало пути» для молодых семей.
Знаковым событием 2017 года станет проведение Всемирного фестиваля молодежи и студентов (г.Сочи, Российская Федерация). Республикой Беларусь будет сформирована молодежная делегация для участия в мероприятиях форума из числа студенческой молодежи, лидеров молодежных организаций, органов государственного управления, курирующих вопросы молодежной политики и др.
Завершит год республиканский праздник «Молодежная столица Республики Беларусь».
Международные оценки развития образования в Беларуси (рейтинги и др.) как отрасли в целом, так и по отдельным направлениям.
Согласно ежегодному Докладу ООН о человеческом развитии 2016 года Республика Беларусь среди 188 стран мира в Индексе человеческого развития заняла 52 позицию, по показателю «Ожидаемая продолжительность обучения» со значением 15,7 лет имеет 20 результат и занимает 30-32 позиции, по показателю «Средняя продолжительность обучения» со значением 12,0 лет имеет 12 результат и занимает 19-20 позиции.
В настоящее время белорусские учреждения высшего образования входят в международные рейтинги Webometrics Ranking of World Universities, QS World University Rankings Rating, QS EECA Emerging Europe and Central Asia, Times Higher Education World University Rankings, SCImago Institutions Rankings (SIR).
****
Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, общаясь с гражданами во время рабочей поездки в Витебскую область 7 июля 2017 г., особо отметил: «Нам надо учить молодежь. Она должна уметь всё. Старики часто говорили: учись, за плечами это носить не будешь. Нам надо это сегодня привить нашей молодежи, чтобы они видели и знали, что такое земля, понимали труд и рабочего, и крестьянина, и учителя, и врача».