Налоговая политика является неотъемлемой частью социально-экономической политики страны и развивается и меняется вместе с приоритетами государства. В последние годы было принято ряд мер направленных на совершенствование и упрощение законодательства о налогах и сборах и создание стабильной, устойчивой налоговой системы.
Сегодня каждый сознательный гражданин республики понимает, что формируя свыше 70 % доходов бюджета, налоги являются гарантом благосостояния государства и общества. В одном из своих выступлений Министр по налогам и сборам Республики Беларусь С.Э. Наливайко отметил: «…налоги – это не только денежные средства, поступающие в бюджет, но прежде всего осознанная позиция, деятельное участие каждого из нас в финансировании общих расходов. Так формируется благополучие страны, в которой все исправно уплачивают налоги: мы заботимся о государстве, а государство заботится о нас».
Одной из основных задач, стоящих перед налоговыми органами, является придание налоговому законодательству функции, стимулирующей добросовестное исполнение плательщиками своих обязанностей. Налоговая служба смещает акценты в своей работе с фискальной части функций на взаимодействие с плательщиками, становится партнером плательщика, его помощником в исполнении обязанностей по уплате налоговых платежей и как следствие такого взаимодействия из года в год растет доля платежей, которые поступают в добровольном порядке. «Живите мудро. Трудитесь честно!» – с таким призывом налоговая служба обращается сегодня к налогоплательщикам республики и данный слоган как нельзя лучше отражает сущность гражданской ответственности и налоговой культуры.
Налоговая система Беларуси за последние годы динамично совершенствовалась и реформировалась и сегодня практически не отличается от налоговых систем других государств. В сравнении с большинством стран Евросоюза мы имеем один из самых коротких перечней налогов и низкие ставки.
Проведенная за прошедшие годы работа по формированию и упорядочению законодательной базы в сфере налогообложения позволила отменить ряд налоговых платежей, упростить механизмы взимания основных налогов, увеличить периоды их уплаты, сократить количество подаваемых налоговых деклараций.
Все это нашло отражение в позитивных оценках предпринимательских кругов, росте деловой активности, улучшении позиции Беларуси в международных рейтингах.
По итогам исследования группы Всемирного банка «Ведение бизнеса 2017», опубликованного в октябре 2016 года, Беларусь заняла 37 место в общем рейтинге благоприятности ведения бизнеса (страны ранжируются с 1 до 190 места, первое место – наиболее высокое).
По-прежнему, основной задачей налоговых органов является – выполнение доходной части бюджета государства и из года в год данная задача успешно решается.
Правильная расстановка приоритетов в работе, организация тесного взаимодействия с органами власти, другими контролирующими органами, с плательщиками послужили успешному выполнению налоговыми органами области задач, поставленных на 2016 год.
Бюджет Гродненской области в 2016 году формировали почти 16 тысяч состоящих на налоговом учете юридических лиц, около 25 тысяч индивидуальных предпринимателей и более 348 тысяч физических лиц. Относительно начала года количество плательщиков возросло на 5034 за счет физических лиц, которых произошло увеличение на 7103 (количество юридических лиц сократилось на 106, индивидуальных предпринимателей – на 1963).
Поступления в консолидированный бюджет области за 2016 год составили 1 835,8 млн. рублей или 100,7% от плановых назначений, в том числе в республиканский – 757,8 млн. рублей или 100,2%, в местные – 1 078,0 млн. рублей или 101,0%.
По отношению к 2015 году в 2016 году поступления в консолидированный бюджет выросли в сопоставимых ценах на 77,6 млн. рублей или на 4,4%, в том числе республиканский – 14,9 млн. рублей или 2,0%, местные – 62,7 млн. рублей или 6,2%.
Наибольший удельный вес в структуре доходов бюджета занимают акцизы – 27,3%. На втором месте подоходный налог – 19,2%, далее налог на добавленную стоимость – 12,4%, налог на прибыль – 8,2%, налог на недвижимость – 4,8%, земельный налог – 2,6%, налог при упрощенной системе налогообложения – 2,0%. На долю всех остальных платежей приходится всего 23,5%.
Что касается регионов области, то наибольшие суммы поступают в бюджет от плательщиков города Гродно – 66,8%, Лидского района – 8,3%, Гродненского – 3,6%, Островецкого – 3,2%, Волковысского – 3,1%, Слонимского – 3,1% и др.
Безусловно, в бюджете области «львиную» долю составляют платежи организаций – 93,8% или 1 721,3 млн. руб., в том числе 1 321,5 млн. руб. – организаций государственного сектора экономики, которые, по-прежнему, является основополагающим звеном в формировании бюджета области, и 399,8 млн. руб. – это платежи организаций негосударственного сектора экономики.
Платежи индивидуальных предпринимателей составляют 2,2% консолидированного бюджета области или 40,4 млн. руб. Физическими лицами внесено в бюджет 74,1 млн. руб., а удельный вес в общих поступлениях – 4,0%.
Наиболее привлекательной системой налогообложения для субъектов малого бизнеса является упрощенная система налогообложения, которую в 2016 году применяли 70,7% организаций малого бизнеса (5744) и 50,7% индивидуальных предпринимателей (12681) или 18,4 тысяч субъектов хозяйствования. Данными плательщиками за 2016 год внесено в бюджет 36,8 млн. руб., что составляет 3,7% в доходах бюджета, в том числе организациями – 23,1 млн. руб., индивидуальными предпринимателями – 13,7 млн. руб.
Среди субъектов хозяйствования выделяется особая категория плательщиков – это крупные организации, участвующие в формировании значительной части доходов бюджета и в совокупности являющиеся гарантом финансовой стабильности экономики.
В области к данной категории с текущего года относится 11 организаций:
ОАО «Красносельскстройматериалы»,
ОАО «Лидское пиво»,
ОАО «Лакокраска» г. Лида,
ОАО «Гродно Азот»,
ПРУП «Гроднооблгаз»,
ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман»,
ГРУП «Гродноэнерго»,
ОАО «Молочный Мир»,
Волковысское ОАО «Беллакт»,
РУП «Белоруснефть-Гроднооблнефтепродукт»,
Гродненское областное потребительское общество,
тогда как в течение 2015-2016 годов к категории «крупные плательщики» относилось 8, которыми в 2016 году уплачено в бюджет 643,3 млн. руб., что занимает 35,0% в общем объеме поступлений. По сравнению с прошлым годом поступления от крупных организаций возросли на 18,6% или на 100,8 млн. руб.
Значительный вклад в формирование бюджета области вносят субъекты малого и среднего предпринимательства – 17,8% или 333,2 млн. руб., которых на налоговом учете в области по состоянию на 1 января 2017 года состояло более 33 тысяч, из них 208 организаций среднего предпринимательства, 8120 организаций малого предпринимательства и 24995 индивидуальных предпринимателей.
Удельный вес поступлений от данной категории плательщиков по сравнению с 2015 годом снизился на 5,3 процентных пункта, темп роста – 80,8%.
Одной из первостепенных задач налоговых органов является обеспечение полноты и своевременности поступления налогов, сборов и других платежей в бюджет. В этой связи оперативное принятие полного комплекса мер по обеспечению исполнения налоговых обязательств плательщиками, принятие мер принудительного взыскания и обязательный контроль за финансовыми потоками имеют особую актуальность.
Задолженность субъектов хозяйствования и физических лиц Гродненской области по налогам и сборам на 1 января 2017 года составила 4 183,0 тыс. руб. или 0,23% к плановым доходам бюджета.
Полностью рассчитались с бюджетом плательщики Берестовицкого и Вороновского районов.
Задолженность по текущим платежам составила 3 811,7 тыс. руб., или 91,1% в общей сумме задолженности, задолженность прошлых лет – 371,3 тыс. руб. или 8,9%.
Задолженность по платежам в бюджет организаций государственного сектора экономики, а это 33 субъекта хозяйствования, составила 3 688,1 тыс. руб., или 88,2% от общей суммы задолженности.
Задолженность субъектов хозяйствования негосударственного сектора экономики составила 482,9 тыс. руб. или 11,5% по 50 субъектам, в том числе – 31 организация на 471,6 тыс. руб. и 19 индивидуальных предпринимателей на 11,3 тыс. руб.
За 2016 год налоговыми органами в принудительном порядке взыскано в бюджет 133 101,6 тыс. руб. или 7,3% от общих поступлений по области, в том числе со счетов плательщиков – 18 559,7 тыс. руб., дебиторов – 113 147,2 тыс. руб., изъято наличных денежных средств из касс должников – 1 118,5 тыс. руб., от реализации обращенного в доход государства имущества – 276,1 тыс. руб.
За 2016 год в лицензирующий орган налоговыми органами направлено 176 представлений о нарушениях лицензионных требований, по результатам рассмотрения которых вынесено 5 решений о приостановлении действия лицензий, 26 субъектов хозяйствования лишены лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками и (или) табачными изделиями.
Cледует обратить внимание, что с 2017 года согласно статьи 40-1 Налогового кодекса Республики Беларусь налоговые органы ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, будут размещать на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет, перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих задолженность по налогам, сборам (пошлинам), пеням.
Такой перечень будет содержать сведения о наименовании организации, фамилии, собственном имени, отчестве индивидуального предпринимателя, имеющих задолженность по налогам, сборам (пошлинам), пеням на 1-е число месяца, следующего за отчетным, а также УНП должника.
Налоговые органы Республики Беларусь продолжают внедрять и развивать различные формы электронного взаимодействия с плательщиками. И понятие электронного взаимодействия уже давно перестало быть просто представлением деклараций в электронном виде. На сегодняшний день внедрены различные сервисы, которые способствуют упрощению процесса администрирования налоговых процедур и повышению качества информационного и консультационного обслуживания плательщиков.
Количество плательщиков, использующих электронный формат взаимодействия с налоговыми органами, в регионе неуклонно растет. По итогам 2016 года более 28 тысяч плательщиков отчитывались в налоговые инспекции в электронном виде, что составляет более 80% от общей численности субъектов хозяйствования, состоящих на учете в налоговых органах Гродненской области. Ими было направлено почти 300 тысяч электронных деклараций, в том числе 58 тысяч деклараций (т.е. около 20%) были поданы плательщиками в нерабочее время инспекций, что позволяет уменьшить очереди, которые создаются в последний день сдачи деклараций.
Облегчение заполнения налоговых деклараций, актуальность форм налоговой отчетности, автоматизация представления и контроль правильности их заполнения – это только малая часть того, что на сегодня могут предложить электронные сервисы налоговых органов. В налоговые инспекции можно направить в электронном виде практически любые документы, в том числе и при осуществлении административных процедур. Плательщик в электронном виде может заявить о своем желании зачесть, вернуть излишне уплаченные суммы налогов, перенести срок проведения плановой проверки, получить от налоговых органов разъяснения о принятых решениях и многое другое. Так, помимо налоговых деклараций, на портал Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в 2016 году поступило около 60 тысяч различных электронных документов от плательщиков Гродненской области.
Дальнейшее развитие получил электронный сервис «Личный кабинет», который представляет плательщикам ряд преимуществ. Сервис позволяет самостоятельно в автоматическом режиме получать из учетной системы налоговых органов различные сведения, такие как «Выписка из лицевых счетов» или «Справка о состоянии расчетов с бюджетом» и др. Кроме этого в «Личном кабинете» можно записаться на личный прием к руководству инспекции, заполнить и подать декларацию или заявление на осуществление административной процедуры, оплатить налоги через интернет-банкинг, работать с заявлениями о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от покупателей резидентов государств-членов Евразийского экономического союза. Интересен «Личный кабинет» и для организаторов торгов и аукционов, т.к. реализована возможность проверки подлинности электронных документов налоговых органов, например, справки об уплаченных суммах налогов для участия в конкурсах и электронных аукционах.
Наши граждане также могут воспользоваться системой электронного взаимодействия с налоговыми органами. Для них создан «Личный кабинет физического лица», доступ в который осуществляется по идентификационному коду и паролю.
В «Личном кабинете» физические лица могут получать извещения на уплату земельного налога и налога на недвижимость, записываться на личный прием к руководству инспекций, оплачивать налоги через интернет-банкинг, просматривать ранее поданные декларации.
Желающим воспользоваться этими услугами, необходимо обратиться с паспортом в любую инспекцию МНС для получения идентификационного кода и пароля. Все это осуществляется в день обращения и без взимания платы.
Внедрение новых форм обслуживания плательщиков в виде предоставления электронных налоговых услуг способствует увеличению доступной, открытой и своевременной информированности, что, в свою очередь, способствует созданию благоприятных условий для добровольного исполнения налоговых обязательств.
Вместе с тем, каким бы совершенным ни было налоговое законодательство и набор сервисов предоставляемых плательщику по исполнению своих налоговых обязательств, в работе налоговых органов не обойтись без действенной и эффективной системы налогового контроля.
В течение 2016 года налоговыми органами Гродненской области проведено 6 795 проверок, в том числе в отношении 1 396 организаций, 2 775 индивидуальных предпринимателей, 2 624 физических лиц. Нарушения законодательства установлены у 98,7% проверенных плательщиков.
В целом, проведенные мероприятия контрольного характера позволили дополнительно изъять из теневого сектора экономики и направить в бюджет 50,6 млн. руб.
По результатам контрольной работы объем доначислений за 2016 год составил 15,6 млн. руб., из которых 13,6 млн. руб. взыскано в доход государства.
Проведенные контрольные мероприятия по вопросу обоснованности возврата (зачета) налога на добавленную стоимость позволили оставить в распоряжении бюджета 11,6 млн. руб.
За 2016 год проведено 2 617 внеплановых тематических оперативных проверок, из них в 2 613 случаях установлены нарушения законодательства о налогах и предпринимательстве, по результатам которых наложен арест на товары, подакцизную продукцию и денежные средства на общую сумму 7853,3 тыс. руб., из которых в доход государственного бюджета обращено на 4954,9 тыс. руб. К административной ответственности судами и налоговыми органами привлечено 2075 правонарушителей, предъявлено административных штрафов на общую сумму 351,5 тыс. руб.
Так, инспекцией МНС по Гродненской области совместно с инспекцией МНС по Ленинскому району г. Гродно и сотрудниками правоохранительных органов 11.10.2016 в результате проведенных оперативных мероприятий установлен факт транспортировки гражданином К. крупной партии табака для кальяна в количестве 2982 кг. на общую сумму 298,2 тыс. рублей без наличия сопроводительных документов, не маркированные акцизными марками Республики Беларусь. В соответствии с ч. 1 ст. 12.27 КоАП Республики Беларусь нарушитель привлечен судом к административной ответственности в виде штрафа на сумму 210 рублей с конфискацией 2981,75 кг табака для кальяна на сумму 298,2 тыс. рублей в доход государства.
Также, инспекцией МНС по Гродненской области с привлечением работников инспекции МНС по Лидскому району с применением метода контрольной закупки установлена реализация и хранение индивидуальным предпринимателем Д. (зарегистрирован в Октябрьском районе г. Гродно) запасных частей от разукомплектованных автомобилей различных марок на сумму 120 тыс. рублей, без документов, подтверждающих их приобретение на вторичном рынке. Постановлением экономического суда Гродненской области индивидуальный предприниматель Д. привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 12.17 КоАП РБ в виде штрафа в размере 39 тыс. рублей с конфискацией автозапчастей.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 17.11.2015 № 462, с 20 марта 2016 г. введена маркировка контрольными (идентификационными) знаками с RFID-метками предметов одежды из меха.
Отличительной особенностью механизма маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, содержащими RFID-метку, является необходимость внесения в межведомственную распределенную информационную систему «Банк данных электронных паспортов товаров» информации о товаре и нанесенном на него контрольном (идентификационном) знаке с RFID-меткой.
Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь утверждены образцы контрольных (идентификационных) знаков, используемых для маркировки предметов одежды из меха. Стоимость одного контрольного знака для такой маркировки составляет двадцать тысяч рублей.
Все субъекты хозяйствования, занимающиеся оборотом изделий из натурального меха, обязаны нанести на них RFID-метки и торговать только промаркированным товаром.
За приобретение, хранение, использование, транспортировку и реализацию на территории Республики Беларусь юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, без контрольных знаков либо с нанесенными на них знаками, в нарушение установленного законодательством порядка согласно статьи 12.35 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусмотрен штраф в размере до двадцати базовых величин с конфискацией товаров или без конфискации.
Существенную помощь в работе инспекций по контролю за полнотой оприходования выручки оказывают средства контроля налоговых органов, оснащение кассового оборудования которыми продолжается в Республике Беларусь. Так, с использованием сведений АИС ККО инспекциями области проведено 52 внеплановые тематические оперативные проверки субъектов, осуществляющих перевозки пассажиров автомобилями такси, по результатам которых выявлено 78 нарушений законодательства.
За 2016 год инспекциями области выявлено 857 фактов осуществления незарегистрированной предпринимательской деятельности и деятельности физических лиц без уплаты налогов, арестовано товаров и дохода, полученного от осуществления незаконной деятельности, на 525,9 тыс. руб., в доход государства обращено на 347,2 тыс. руб., дополнительно предъявлено к уплате единого налога в сумме 200,1 тыс. руб.. Экономическим судом к административной ответственности привлечено 115 граждан с наложением административных штрафов на 15,9 тыс. руб.
Контрольными мероприятиями выявлено 2527 физических лиц, допустивших нарушения налогового законодательства, в результате дополнительно поступило в бюджет 1,6 млн. руб., что на 0,3 млн. руб. больше, чем за 2015 год. В среднем на одну проверку взыскано 621,89 рублей.
Существенно активизировалась и контрольная работа налоговых органов по выявлению и привлечению к налогообложению физических лиц, живущих «не по средствам», самостоятельно не представивших декларации по подоходному налогу.
По результатам контрольных мероприятий, проведенных на основании деклараций о доходах и имуществе, и налоговых деклараций по подоходному налогу поступило 1,3 млн. руб., что выше уровня 2015 года в 1,3 раза.
Так, у гражданки М., приобретавшей на территории Республики Беларусь иностранную валюту в крупных размерах, была истребована декларация о доходах и имуществе за 2013,2014 годы. В ходе сопоставления понесенных гражданкой расходов к полученным доходам установлено, что гражданкой помимо покупки иностранной валюты в проверяемом периоде осуществлялись расходы, связанные приобретением транспортных средств, недвижимого имущества. По результатам сопоставления расходов и доходов установлено превышение расходов над доходами в размере 128 750 рублей, гражданке исчислен и предъявлен к уплате походный налог в сумме 20 600,0 рублей, который уплачен в бюджет в полном объеме.
В ходе контрольных мероприятий в отношении гражданина М., который приобрел в г. Минске недвижимое имущество (квартиру), а также дорогостоящее автотранспортное средство, установлено превышение расходов над доходами в сумме 294 917,79 рублей. В представленной в налоговый орган декларации о доходах и имуществе гражданином М. в качестве одного из источников дохода указан денежный займ от гражданина Российской Федерации, не являющегося близким родственником, в размере 6 млн. российских рублей. С суммы невозвращенного на дату представления в налоговый орган декларации о доходах и имуществе денежного займа, налоговой инспекцией гражданину М. был исчислен и предъявлен к уплате подоходный налог в размере 23 638,68 рублей. Подоходный налог уплачен в бюджет в полном объеме.
Так, У гражданина Г. была истребована декларация о доходах и имуществе, т.к. указанный гражданин, являясь руководителем организации, получал незначительные доходы и приобрел в 2012 году квартиру, а в 2005, 2006, 2007, 2010 и 2012 годах – автомобили. В результате контрольных мероприятий по проверке декларации о доходах и имуществе указанного гражданина было установлено превышение расходов над доходами в сумме 41 208,62 руб., предъявлен подоходный налог в сумме 6 593,38 руб., который полностью поступил в бюджет.
В результате контрольной и разъяснительной работы, проведенной налоговыми органами области, на учет в 2016 году поставлено почти 13 тысяч физических лиц, сдающих в наем жилые и нежилые помещения, что на 1069 больше уровня 2015 года. Указанной категорией плательщиков уплачено подоходного налога в фиксированных суммах на 0,4 млн. руб. больше уровня прошлого года.
Численность физических лиц, осуществляющих виды деятельности по заявительному принципу, увеличилась на 378 человек или 1,2 раза и составила 2780. Данной категорией плательщиков уплачено в бюджет единого налога в 1,3 раза выше уровня прошлого года.
Как показывает практика, среди жителей области наиболее популярными видами деятельности среди услуг являются: оказание услуг репетиторства (692 гражданина), услуги по выращиванию сельхозпродукции (557 граждан), услуги, связанные с музыкальным обслуживанием свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий, а также фотосъемкой (274 гражданина).
В инспекциях МНС Гродненской области на учете в качестве плательщиков имущественных налогов в 2016 году состояло 336,9 тысяч физических лиц, которым предъявлено к уплате налога на недвижимость и платежей за землю на сумму 6,1 млн. руб. По сравнению с предыдущим отчетным периодом сумма указанных платежей, предъявленных к уплате, увеличилась на 1,9 млн. руб., или в 1,5 раза в связи с увеличением стоимости принадлежащих физическим лицам зданий и сооружений, увеличением кадастровой оценки земельных участков по сравнению с прошлым годом, а также увеличением ставок налога на недвижимость и платежей за землю местными Советами депутатов.
В целях вовлечения неиспользуемых объектов в хозяйственный оборот, принято решение Гродненского областного Совета депутатов от 28.03.2016 № 123 «Об увеличении ставок налога на недвижимость и земельного налога», которым до десяти раз увеличены ставки налога на недвижимость и земельного налога по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям и земельным участкам, на которых они расположены, включенным в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества.
Для предупреждения социального иждивенчества, стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности, обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь с 1 января 2015 года на территории Республики Беларусь Декретом Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 года № 3 “О предупреждении социального иждивенчества” введен сбор на финансирование государственных расходов (далее – сбор).
Плательщиками сбора за 2015 года являются граждане, не участвующие в финансировании государственных расходов или участвующие в таком финансировании менее 183 календарных дней в 2015 году. К таким гражданам относятся как граждане Республики Беларусь, так и иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь.
Сумма сбора за 2015 год составляет 360,00 рублей (с учетом деноминации). Срок уплаты сбора не позднее 20 февраля 2017 года.
В настоящее время налоговыми органами Гродненской области проводятся необходимые мероприятия по исчислению и предъявлению к уплате гражданам сбора на финансирование государственных расходов за 2015 год.
В случае, когда, извещение на уплату сбора на финансирование государственных расходов направлено в адрес плательщика, а у него есть основания для освобождения от его уплаты (воспитание детей в возрасте до 7 лет, нахождение на территории Республики Беларусь менее 183 дней, прохождение воинской службы, получение образования в дневной форме обучения, наличие места основной работы и т.д.), то такие документы могут быть представлены гражданином в налоговый орган любым удобным для него способом: лично, через доверенное лицо, по почте либо по электронной почте.
Президентом Республики Беларусь 12 января т.г. подписан Декрет №1, предусматривающий внесение изменений в Декрет от 2 апреля 2015 года № 3 “О предупреждении социального иждивенчества”.
Декретом уточнен перечень периодов деятельности, в течение которых граждане признаются участвующими в финансировании государственных расходов.
Так, к лицам, участвующим в финансировании государственных расходов, отнесены граждане в период нахождения в списочном составе национальной или сборной команды Республики Беларусь по видам спорта, прохождения альтернативной службы, применения к ним предусмотренных законодательными актами мер по обеспечению безопасности, не позволявших им участвовать в финансировании государственных расходов.
Также за местными Советами депутатов либо по их поручению за местными исполнительными или распорядительными органами закреплено право освобождать граждан от уплаты сбора в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации.
Под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей.
В целях предупреждения и предотвращения нарушений в налоговой сфере огромное внимание в работе налоговых инспекций с плательщиками уделяется организации разъяснительно-информационной и консультационной работы, проведению мероприятий предупредительного характера, своевременному и полному информированию налогоплательщиков по вопросам применения налогового законодательства.
За 2016 год с плательщиками проведено 1308 семинаров, совещаний, «круглых столов», 974 «прямые телефонные линии» и 214 «тематических» и «горячих» линий, подготовлено 1217 разъяснений по письменным запросам, направлено для опубликования в ведомственные и другие печатные издания 1024 статьи и другой информации по вопросам налогообложения, для размещения на региональном разделе интернет-сайта МНС 825 материалов.
Организована разъяснительная и информационная работа с использованием каналов радио и телевидения, что позволяет оперативно довести необходимую информацию до широкого круга плательщиков. За 2016 год состоялось 115 выступлений и размещено 267 информационных сообщений и разъяснений на телевидении, 82 выступления и 250 информационных сообщений – на радио.
Ежегодно на протяжении последних лет в инспекции МНС по Гродненской области проводится пресс-конференция с представителями средств массовой информации, осуществляющими деятельность на территории Гродненской области. В ходе проведения пресс-коференции для представителей СМИ доводятся основные изменения налогового законодательства на очередной финансовый год и подводятся итоги областного конкурса среди республиканских и региональных средств массовой информации, осуществляющих деятельность на территории Гродненской области, а также среди инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь Гродненской области на лучшее взаимодействие в вопросах освещения налогового законодательства и деятельности налоговых органов.
Немаловажная роль отводиться просветительской работе с молодежью. Основы формирования налоговой культуры, уважительного отношения к налогам в обществе закладываются в ходе проведения занятий области по вопросам налоговой грамотности с учащимися в школах, средних и высших учебных заведениях Гродненской. В 2016 году с участием руководителей и специалистов налоговых инспекций области проведено 139 лекций в учебных заведениях.
Особое внимание уделяется проведению специалистами и руководителями структурных подразделений инспекции МНС по Гродненской области факультативных занятий в открывшемся с 2014 года первом в республике профильном налогово-экономическом классе в средней школе №13 г. Гродно. В ходе проведения таких занятий учащиеся знакомятся с историей создания налоговой службы, её структурой, задачами и принципами работы, обязанностями и ответственностью плательщиков.
Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15.12.2016 № 466 предусмотрено, что в области налоговой политики в 2016 – 2020 годах деятельность финансовых и налоговых органов будет направлена на поддержание уровня налоговой нагрузки на экономику, стимулирующего экономический рост.
Как показывает анализ изменений и дополнений внесенных в Налоговый кодекс Республики Беларусь в 2017 году, принятые новшества налогового законодательства принципиально не меняют ни состав налогов, ни налоговую нагрузку и направлены на решение практических вопросов налогообложения, дальнейшее упрощение порядка исчисления и уплаты налогов и улучшение налогового администрирования.
С 1 июля 2016 года в республике внедрен механизм электронных налоговых счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость (далее – ЭСЧФ), которые обязательны для использования всеми плательщиками НДС. На основе данных счетов–фактур проводятся налоговые вычеты, что повысит эффективность механизма администрирования НДС. С 2017 года исключается возможность принимать к вычету НДС по первичным учетным и расчетным документам при отсутствии ЭСЧФ.
В практике работы налоговых органов зачастую устанавливаются факты минимизации налоговых обязательств.
Например, в ходе проведения проверок установлены случаи необоснованного отнесения на затраты, учитываемые при налогообложении, сумм денежных средств, перечисленных индивидуальным предпринимателям за оказание маркетинговых, консультационных, юридических услуг, тогда как в ходе сбора дополнительной информации факты оказания таких услуг не подтверждаются.
В целях исключения подобных ситуаций введено ограничение возможности налоговых злоупотреблений при формировании затрат для целей налогообложения налогом на прибыль. Так, например, с 2017 года не включаются в состав затрат учитываемых при налогообложении, затраты которые по установленным Налоговым кодексом критериям не являются «экономически обоснованными затратами».
Определен порядок исчисления налога на недвижимость по объектам, оказавшимся в излишке по результатам инвентаризации. При этом установлено, что максимальный срок, за который производится исчисление налога на недвижимость по таким объектам, составляет три года.
При определении налоговой базы земельного налога предусмотрен переход от кадастровой стоимости в долларах США к кадастровой стоимости в белорусских рублях. Так, с 1 января 2017 года налоговая база земельного налога (кадастровая стоимость) определяется в белорусских рублях на 1 января календарного года, за который производится исчисление налога.
Увеличен размер критерия валовой выручки для целей перехода на УСН с 1030,0 тыс. руб. до 1159, 8 тыс. руб., применения УСН без НДС – с 940,0 тыс.руб. до 1058,4 тыс. руб., а также прекращения применения УСН – с 1370,0 тыс. руб. до 1542,6 тыс. руб.
В среднем на 12,6% проиндексированы базовые ставки единого налога, в пределах которых областные и Минский городской Советы депутатов устанавливают ставки налога.
С 01.01.2017 к видам деятельности, которые физические лица вправе осуществлять с уплатой единого налога без государственной регистрации в качестве ИП, относится также и такой вид деятельности, как видеосъемка событий, кошение трав на газонах, уборку озелененной территории от листьев, скошенной травы и мусора, сжигание мусора.
С 2017 года предусмотрено определенное «смягчение» в отношении физических лиц, не зарегистрированных в качестве ИП, при выявлении впервые фактов осуществления ими видов деятельности, без уплаты единого налога, когда такая уплата предусмотрена законодательством. Если до 2017 года выявление такого нарушения влекло исчисление и предъявление физическому лицу к уплате единого налога в 5-кратном размере, то с 1 января 2017 г. такое наказание предусмотрено только в случае повторного совершения подобного нарушения. В первый раз за совершение вышеописанного нарушения физическому лицу придется уплатить ставку единого налога в однократном размере.
Определенные новшества введены и для целей налогообложения физических лиц. Увеличен перечень доходов, не облагаемых подоходным налогом. Так, например, с 2017 года не облагаются подоходным налогом: доходы от продажи акций организациям, выпустившим эти акции; премии победителям мероприятий “Дажынкi” и “Властелин села”; стоимость обязательных медосмотров; безвозмездная (спонсорская) помощь, получаемая инвалидами, детьми-сиротами и лицами, нуждающимися в медпомощи, оказываемая иностранными организациями и гражданами при условии поступления такой помощи на благотворительный счет в белорусском банке; и другие.
Стратегия развития налоговых органов Республики Беларусь на 2016-2020 годы предполагает достижение следующих основных целей:
– обеспечение полноты поступления налогов, сборов и других платежей бюджет;
– создание комфортных условий для добровольного исполнения плательщиками налоговых обязательств;
– повышение эффективности деятельности налоговых органов.
Совершенствование системы налогового контроля и противодействия теневой экономике, будет достигаться в том числе за счет:
– развития автоматизированных систем камерального контроля, в том числе крупных плательщиков и физических лиц;
– внедрения автоматизированной информационной системы контроля кассового оборудования;
– внедрения механизма стимулирования покупателей (потребителей) по истребованию ими кассовых чеков;
– совершенствования системы контроля за осуществлением деятельности в сети Интернет.
Указом Президента Республики Беларусь от 23.12.2016г. №481, текущий год объявлен «Годом науки», а налоги – это социальная сфера, оборона страны, культура и, безусловно, наука. Применительно к налоговым органам, наука – это, в первую очередь, совершенствование налоговой системы, обоснованность и необходимость изменений налогового законодательства, поиск резервов повышения эффективности, а эффективность налоговой системы во многом определяется областью применения передовых информационных технологий.
В дальнейшем, продолжится работа по созданию более комфортных условий для исполнения плательщиками своих налоговых обязательств, в том числе за счет развития широкой линейки электронных сервисов. Налоговые органы будут стремиться к минимизации непосредственного контакта с плательщиками за счет внедрения IT-технологий. В перспективе планируется полностью исключить бумажный документооборот, перейдя на электронное взаимодействие с плательщиками.
Большое внимание будет отводиться просветительской деятельности, направленной на формирование представления о социальной значимости налогов, о роли и значении налоговой системы и налоговых органов в обществе, создание и развитие партнерских отношений плательщика и государства. Такая работа будет осуществляться посредством широкого использования средств массовой информации (печать, радио, телевидение, интернет-ресурсы), путем проведения акций, конкурсов, издания памяток, буклетов, распространения социальной рекламы, проведения лекций в трудовых и учебных коллективах.
Инспекция МНС по Гродненской области