УДК 340.13

ИВАНЦОВА Ю.Г., КУДРЯШОВА Е.Н.

ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: НОВЫЕ РЕАЛИИ

Аннотация. В статье проанализировано состояние правового регулирования вопросов дистанционной формы получения образования в Республике Беларусь. Делаются выводы о перспективах развития правового регулирования в исследуемой области.

 

В условиях глобальной цифровизации и вызовов пандемии дистанционное образование стало важным инструментом для обеспечения непрерывности образовательного процесса. В Республике Беларусь эта форма получения образования приобрела особую актуальность в последние годы, став ключевым элементом образовательной системы. В решении Конституционного Суда Республики Беларусь от 4 января 2022 г. №Р-1301/2022 подчеркивается, что при внедрении дистанционной формы получения образования «обучающимся необходимо обеспечить конституционное право граждан на образование во взаимосвязи с принципом качества образования, в результате реализации которого удовлетворяются запросы личности в образовании, а также потребности общества и государства в подготовке квалифицированных кадров» [1]. В связи с чем, возникает необходимость исследовать уровень правового регулирования в области дистанционного образования.

Одно из первых упоминаний на «дистанционную форму» приходится на 2008 − 2009 гг., где в региональных рекомендательных международных актах говорилось о возможности дистанционного обучения (например, решение Совета глав правительств СНГ от 22 ноября 2007 г. «О Концепции развития дистанционного обучения в государствах − участниках Содружества Независимых Государств» и др.). Немного позже (в 2011 г.) в Национальной программе ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011 − 2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2011 г. № 384, предусмотрено внедрение «в образовательный процесс системы повышения квалификации и переподготовки кадров дистанционной формы обучения» [2].  Ситуация с COVID-19 способствовала распространению традиционных форм получения образования с использованием дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ) и дистанционного образования как вида заочной формы получения образования. При этом отсутствие комплексной системы правового регулирование в этой области побудило учреждения образования регулировать данные вопросы с помощью локальных актов (например, положениями о дистанционном обучении, утвержденные приказами руководителей таких учебных заведений). Таким образом, до 2022 г. дистанционное образование не являлось отдельной формой получения образования. Здесь следует пояснить, что дистанционное обучение выступает лишь отдельной компонентой дистанционного образования. В последнее, на наравне с «обучением», включается еще и процесс воспитания.

Законом Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании» внесены соответствующие изменения в Кодекс Республики Беларусь об образовании (далее – КоО), в следствие чего в Республике Беларусь внедрена новая самостоятельная форма получения образования − дистанционная (ч. 2 п. 3 ст. 17 КоО) [3]. Она предусматривает преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся и его взаимодействие с педагогическими работниками путем использования дистанционных образовательных технологий (ч. 1 п. 4 ст. 16 КоО). Вместе с тем остается возможность использовать дистанционные образовательные технологии и при иных формах получения образования (п. 8 ст. 16 КоО). Таким образом, именно с 2022 г. в белорусское образовательное законодательство введена новая форма получения образования – дистанционная, которая реализуется благодаря использованию «дистанционных образовательных технологий» (ч. 2 п. 4 ст. 16 КоО) [3].  

В КоО закреплено, что в дистанционной форме могут быть реализованы различные образовательные программы (п. 2 ст. 167, п. 6 ст. 184, п. 4 ст. 200, п. 3 ст. 225, п. 18 ст. 248 КоО). Например, согласно п. 18 ст. 248 КоО только в очной форме реализуются образовательные программы повышения квалификации, переподготовки, профессиональной подготовки рабочих (служащих), подготовки, переподготовки, повышения квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин [3]. В п. 7 ст. 17 КоО установлено, что перечень специальностей, по которым не допускается получение образования в вечерней, заочной, дистанционной формах получения образования, определяется Правительством Республики Беларусь [3].  

Отметим, что в 2022 г. принято ряд постановления Министерства образования Республики Беларусь утверждающих Положения о дистанционной форме получения образования при реализации различных образовательных программ. Например, постановления Министерства образования Республики Беларусь от 15 декабря 2022 г. №481 «О дистанционной форме получения образования при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых», от 8 ноября 2022 г. №430 «О дистанционной форме получения высшего образования» и пр. В то же время ряд важных вопросов в данных постановлениях не были урегулированы, а отдельные из них отнесены к регламентации на локальном уровне.

В образовательных стандартах устанавливается соотношение количества учебных часов аудиторных занятий и количества учебных часов самостоятельной работы студентов (слушателей и пр.), в том числе и в дистанционной форме получения образования (например, п. 15 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 3 августа 2023 г. № 227 «Об утверждении образовательных стандартов переподготовки руководящих работников и специалистов»).

Анализ норм КоО показал, что дистанционная форма получения образования:

1) не применима для дошкольного и общего среднего образования (например, дошкольное, начальное и базовое образование реализуется только в дневной форме (п. 1 ст. 134, п. 2 ст. 145 КоО), среднего образования (только в очной и заочной формах (п. 2 ст. 145 КоО)).

2) является основанием для непредставления выпускникам места работы (подп. 1.2 п. 1 ст. 77 КоО) и пр.

Таким образом, сегодня дистанционное образование вполне самостоятельная форма получения образования (наравне с очной, заочной, соискательства) и предоставляет гибкость и возможность получения образования независимо от места нахождения учащихся. В долгосрочной перспективе ожидается расширение гибридных моделей обучения, которые сочетают онлайн и традиционные формы. Внедрение инновационных технологий, таких как искусственный интеллект, виртуальная реальность, позволит улучшить качество дистанционного образования.

В Республике Беларусь дистанционное образование регулируется КоО, постановлениями Совета Министра Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, локальными актами учреждений образования. Однако быстрый рост использования этой формы требует принятия отдельного нормативного правового акта (например, постановления Совета Министров Республики Беларусь), который детально регламентировал бы все аспекты дистанционного образования, включая:

− права и обязанности обучающихся и преподавателей;

− требования к содержанию курсов, учебным материалам, оценке знаний и техническому оснащению;

− требования к системе аккредитации дистанционных курсов и платформ, используемых в образовательном процессе;

− вопросы доступа к учебным материалам;

 − вопросы контроля за успеваемостью и дисциплиной;

− вопросы защиты персональных данных обучающихся и преподавателей;

− особенности проведения аттестации обучающихся, особенности процедуры прокторинга;

− требования к использованию системы «Антиплагиат» для предотвращения нарушений академической честности и пр.

Список источников:

1. О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании» Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 4 января 2022 г. №Р-1301/2022// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр прав. информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.

2. Об утверждении Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011 − 2015 годы [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 марта 2011 г., № 384 : в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 12.06.2015 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр прав. информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.

3. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс] : 13 янв. 2011 г. №243-З : принят Палатой представителей 2  дек. 2010 г. : одобр. Советом Респ. 22 дек. 2010 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 06.03.2022 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2024.

 

Abstract. The article analyzes the state of legal regulation of issues of distance education in the Republic of Belarus. Conclusions are made about the prospects for the development of legal regulation in the area under study.