TZ Henry - шаблон joomla Книги

УДК 37. 015. 3

И.А. ПЫЛИШЕВА

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СЛУШАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

Актуальность исследования. Одной из важных характеристик личности является её профессиональная направленность, от которой зависит успешность овладения выбранной профессии. Готовность к профессиональной деятельности включает взгляды личности, её мотивы, качества, потребности и является выражением сформированной определённой системы качеств, нужных для успешного выполнения этой деятельности. Деятельность человека есть проявление его произвольной активности, которая имеет социальную природу. Это целенаправленный процесс, детерминируемый осознаваемыми мотивами.

В отечественной психолого-педагогической науке ис­следования проблемы мотивации сгруппированы вокруг общего методологического подхода — деятельностного, который опирается на принцип единства человеческой психики и деятельности и задает системность в изучении потребностно-мотивационной сферы человека. В деятельностном подходе мотив является целостным способом организации активности индивида, интегральным побудителем и регулятором де­ятельности, в том числе и учебно-профессиональной.

Мотивация как движущая сила поведения и деятельности человека, безусловно, занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая все её структурные образования: направленность, характер, эмоции, способности, психические процессы и так далее. Мотивация – это необходимое условие для развертывания актуальной мыслительной деятельности по решению задач различной сложности. Так, психологи А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Р. С. Немов и др. установили, что мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность, устойчивость целостной деятельности, которая направлена на достижение определённой цели. 

В профессиональном развитии будущего специалиста особое место занимает мотивационная сфера, которая определяет активность и направленность поведения, деятельности и является важным условием профессионального и личностного становления будущего специалиста. Для эффективности будущей профессиональной деятельности слушателей особое значение имеет сформированность у них устойчивых мотивов педагогической деятельности.

Профессиональное самосознание является важнейшим компонентом профессиональной деятельности будущего специалиста. Наиболее важное значение в изучении данной проблемы имеет развитие представлений о тех явлениях, которые связаны с основными закономерностями профессионального становления, выявления факторов регуляции его динамики, построения на этой основе системы мер осознания себя субъектом собственной профессиональной деятельности и понимания социальной значимости своей профессии [1, с. 59], т. к. именно путём утверждения себя в профессиональной деятельности возможно достижение индивидуального стиля в профессии, а также определение профессиональных целей и задач.

Осознанный и адекватный выбор будущей профессии обеспечивает конструктивность и действенность профессионального самосознания. Адекватная и сформированная мотивация выбора профессиональной деятельности оказывает существенное влияние на успешность профессионального обучения. Между развитием мотива и овладением деятельностью существуют сложные взаимоотношения. Формирование мотива опережает формирование деятельности, а иногда, наоборот, отстаёт, что сказывается и на результате овладения деятельностью. Каждый период жизни человека приводит к изменению мотивационной сферы. В направленности личности на овладение профессией выражаются цели, её мотивы, субъективные отношения к различным сторонам действительности. В связи с этим С. Л. Рубинштейн писал о том, что проблема направленности – это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют деятельность, сами, в свою очередь, определяясь её целями и задачами [2].

Цель исследования: диагностика мотивации профессиональной деятельности у слушателей ИПК и ПК.

Организация исследования. Нами было проведено исследование среди слушателей специальности «Практическая психология» с помощью методики «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А. А. Реана. Выборка составила 56 человек. Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности.

В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутренней мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы [4].

Методы исследования. Метод теоретического анализа и обобщения научной и методической литературы, метод структуризации фактического материала, сравнительно-сопоставительный анализ, тестирование, количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования.

Результаты исследования. В результате проведённого исследования были выделены следующие мотивационные комплексы у испытуемых:

ВМ > ВПМ > ВОМ – 51,7 %

ВМ = ВПМ > ВОМ – 25 %

ВМ = ВОМ > ВПМ – 18 %

ВМ > ВПМ = ВОМ – 5,3 %.

Данные говорят о том, что больше половине выборке характерен оптимальный мотивационный комплекс, т. е. чем оптимальнее мотивационный комплекс, тем более активность слушателей мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. Иначе говоря, удовлетворенность педагога избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у него мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий – внешней отрицательной. И наоборот, чем более деятельность педагога обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой педагогической деятельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности.

Обсуждение результатов исследования. Мотивация оказывает влияние на профессиональное самосознание, на удовлетворённость своей деятельностью. Профессиональная мотивация – это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией [2]. По мере овладения профессией увеличивается степень субъективного принятия профессии и осознание себя субъектом профессиональной деятельности. Профессиональные установки, система мотивов и ценностные ориентации являются компонентами ментальности будущего педагога-психолога.

Уровень сформированности мотивации профессиональной деятельности влияет на эффективность профессиональной деятельности будущего специалиста. Цели и жизненные ценности тесно связаны с мотивами и оказывают влияние на мотивацию профессиональной деятельности.

Например, причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности [3].

Выводы:

1. Достаточный уровень сформированности внутренней мотивации говорит о мотивационной готовности слушателей к профессиональной деятельности. Однако есть слушатели, у которых низкий уровень внешней отрицательной мотивации, т. е. для них характерно отсутствие стремления к самосовершенствованию, самообразованию, к развитию способностей, к рефлексии своего поведения, нет интереса к будущей профессиональной деятельности педагога-психолога, эти слушатели не видят себя работающими по выбранной специальности.

2. В ходе организации учебного процесса со слушателями необходимо создавать условия по развитию ценностно-смысловых основ к профессиональной деятельности.

Практические рекомендации. На основе полученных в исследовании данных можно рекомендовать следующее:

1)  развивать мотивацию у слушателей на самостоятельную деятельность;

2) формировать знания о содержании будущей профессиональной деятельности;

3) развивать рефлексивные навыки, помогающие осознать динамику профессиональной деятельности;

4) формировать готовность к самостоятельному решению профессиональных задач разной сложности;

5) развивать способности к самоорганизации, самоуправлению и самоконтролю в рамках будущей профессиональной деятельности.

Целесообразно использовать следующие методы при организации работы со слушателями:

1) метод сотрудничества слушателей с преподавательским составом факультета;

2) метод опроса, анкетирования слушателей и др.;

3) метод обучения (совместное участие слушателей и преподавателей в научно-практических конференциях, семинарах, тренингах);

4) метод контроля (организация контролируемой самостоятельной работы слушателей на протяжении учебного процесса на факультете).

Необходимо отметить, что при работе со слушателями, направленной на формирование мотивации профессиональной деятельности, на обучение продуктивным навыкам межличностного и делового взаимодействия, наибольший интерес у слушателей вызывают практические занятия, предполагающие их активность как участников межличностного взаимодействия.

В ходе проведения тренинговых занятий профессионального развития по курсам «Психологическое консультирование и психокоррекция», «Групповая психотерапия» создаются особые условия, которые позволяют в максимальной степени задействовать групповые и личностные ресурсы участников, а также формировать профессиональные качества будущего специалиста.

Тренинговая форма работы помогает смоделировать содержательные и функциональные моменты деятельности педагога-психолога, помогает использовать различные методы обучения взаимодействия друг с другом, а также исследовать личностные ресурсы участников и научиться проявлять эмпатию во взаимоотношениях с участниками группового процесса, который охватывает три основных аспекта личности: когнитивный, эмоциональный и поведенческий (конативный).

При работе в группе выявляются факторы, оказывающие влияние на формирование мотивации профессиональной деятельности у будущих педагогов-психологов. Участники также имеют возможность получить обратную связь и поддержку от других слушателей, имеющих сходные проблемы или опыт и способных благодаря этому оказать существенную помощь. В дружеской и контролируемой обстановке слушатели учатся проявлять эмпатические взаимоотношения, усваивают новые навыки, экспериментируют с новыми типами профессионального поведения.

В моделировании отрабатываются базовые навыки рефлексивного общения, эмпатического слушания, управления диалогом. Игровое моделирование даёт возможность слушателям развить профессионально важные качества и навыки, связанные с будущей профессиональной деятельностью педагога-психолога.

Консультативная беседа – один из основных методов развития профессионально важных качеств будущего специалиста – это общение, в котором осуществляется ориентировка в личностных и профессиональных качествах будущего специалиста, устанавливается и поддерживается доверительный стиль межличностных отношений, оказывается требуемая психологическая помощь в соответствии с потребностями, проблематикой и характером консультативной работы.

После проведения тренинговых занятий возможно продолжение работы слушателей в рамках групповых встреч, круглых столов, видеотренингов, разного рода домашних заданий для переноса приобретённых умений в реальные ситуации вне группы.

В ходе работы со слушателями необходимо организовать методологическое обеспечение учебного процесса на факультете. Успешная реализация поставленных задач в образовательном процессе зависит от высокого уровня заинтересованности, детальной подготовки и ответственности профессорско-преподавательского состава.

Профессиональная мотивация формируется в результате совместной целенаправленной деятельности слушателей и преподавателей. Общеизвестно, что от выраженности профессиональных мотивов зависит эффективность будущей деятельности. Для того чтобы слушатели активно включились в профессиональную деятельность, нужно, чтобы поставленные задачи в ходе учебной деятельности, были внутренне приняты, приобрели значимость и нашли отклик в его переживании.

Таким образом, в процессе профессиональной подготовки слушателей, а также в результате осознания социальной роли педагога-психолога и усвоения знаний о практической деятельности, складываются устойчивые познавательные интересы и потребности к будущей профессиональной деятельности. Период профессионального обучения является решающим в плане развития мотивации к профессиональной деятельности, профессионального самосознания личности и продолжается на следующих стадиях профессионализации.

 

Список литературы:

1. Дроботова, Е. В. Динамика профессионального самосознания на разных этапах профессионализации личности / Е. В. Дроботова // Психологический журнал. – 2006. – № 3. – С. 59-60.

2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб.: Питер, 2006. – 560 с.

3. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2000. – 432 с.

4. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 416 с.

Комментарии  

BanerMoskva
0 #28 BanerMoskva 2021-07-30 12:44
Единственный с совершенно расхожих вариантов промоушина для предприятия есть наружная рекламное объявление, ту что возможно разместить в публичном площади и мобилизировать интересующихся потребителей. Печатный дискаунтер LowCostPrint точно на протяжении немалых времени промышляет панорамную полиграфию любой сложности также сумеет воплотить работу в разумным ценам у Москве. В веб-сайту цена печати на сетке Вы может определить лучший модификацию рекламы: рекламные плакаты, дизайн оттиск, распечатанные фасады, афиши, обрабатывающая сервис, самоклеящиеся пленки, пропечатка по матрице также подобные виды форматного печати.
Решить по соответственным типом пользователям сумеют действующие опытные сотрудники, какие на рабочем распорядке откликнуться касательно любых актуальных вопросы, сделают цены плюс окажут содействие оформить заказ прямо через сайте. Развиваясь на профессионально м оборудовании плюс из https://баннер-москва.рф/ основными заготовителями, наша компания предоставляет гарантию нашим пользователям отличное продукт, точная исполение, печать всяческих величины также настоящий цветопередачу!
Цитата
Anthonynit
0 #27 Anthonynit 2021-07-22 00:37
Согласен, весьма полезная штука
noob vs pro minecraft 2
Цитата
JosephTed
0 #26 JosephTed 2021-05-30 01:25
Мне кажется это хорошая идея. Я согласен с Вами.

----
L7805CV характеристики

Не ну понятно, я и не спорю

----
https://amazin.su/shop/rybalka/suhoi_paek

Тема интересна, приму участие в обсуждении.

----
осушитель воздуха kraftmann цена

да! настроение подня

----
виготовлення ліків одеса

В этом что-то есть. Понятно, благодарю за информацию.

----
https://autobot.net.ua/avtokosmetika/aromatizatory/

Замечательно, очень забавное сообщение

----
netgame бездепозитный

В этом что-то есть. Большое спасибо за помощь в этом вопросе.

----
https://casino-x-officialniy-sait.com/

По-моему это уже обсуждалось

----
https://lolz.guru/threads/2566604/

Вы не пробовали поискать в google.com?

----
кредитплюс ру вход

Извините за то, что вмешиваюсь… Но мне очень близка эта тема. Могу помочь с ответом.

----
lucky lady's
Цитата
DalPrefs
0 #25 DalPrefs 2021-04-30 19:46
Да, своевременно ответить, это важно

----
оборудование для пвх материала

Извиняюсь, но, по-моему, есть другой путь решения вопроса.

----
недорогие магазины одежды больших размеров

Это же урбанизация какая-то

----
купить дом в сочи недорого

Какой прелестный вопрос

----
велокомпьютер

Могу поискать ссылку на сайт с огромным количеством информации по интересующей Вас теме.

----
отдых в кучугурах частный

Я извиняюсь, но, по-моему, Вы не правы. Я уверен. Давайте обсудим. Пишите мне в PM.

----
сочи квартира купить

Прошу прощения, этот вариант мне не подходит. Кто еще, что может подсказать?

----
smart baby watch q50 инструкция

Спасибо! Прикольная вещь!!!

----
суши краснодар меню и цены

сразу в хорошем качестве... Спасибо ....

----
купить Instagram

Какие слова... супер, замечательная мысль

----
играть игровые обезьянки
Цитата
powkz
0 #24 powkz 2021-04-20 12:57
майнинг Казахстан https://pow.kz/
Цитата
nailmasteru
0 #23 nailmasteru 2021-04-20 01:06
https://nailmasteru.ru/voskovaya-depilyaciya-shugaring/vosk-dlya-depilyacii-i-shugaringa
Цитата
JsDom
0 #22 JsDom 2021-04-18 19:17
Эффективно установить коммерческие -операции для начинающей или опытной фирмы следует по опробованных и опреативных заключениях, те что https://kntrspprt.ru/ содействовали каждому фаундеру автоматизироват ь работу совершенно по всем курсе в большом бизнесе. Мы предлагаем Вам включиться в практичному управлению гласными операциями у компании с работы популярных модулей СКБ Контур, которые наша компания можем поставить также автоматизироват ь именно для вашей команды у удобное период. В указанном сайте контур отель, вы имеет возможность подобрать достаточно неотложные услуги для данную действия: учет ресурсов, ведомости, документооборот , работа для персоналом, учет изделий, услуги под готинницы также ЖКХ, расходы, исследование претендентов, система защищенности указанной компании, составление электронных подписаней, адвокатская поддержка также подобные услуги, те что специалисты настраиваем для пользователя изначально с самого пустого места. Наши покупатели принимают зачастую качественный работу, консультации касательно Kntrspprt.Ru всякого задачи, акции и частичный неоплачиваемый тестинг указанного возможности СКБ "Контур". Свяжитесь с нами или указывайте сервис СКБ Контур на нашем страничке также увидите, то что сотрудничество из нами - определенно несложно!
Цитата
Gilbertstant
0 #21 Gilbertstant 2021-04-16 23:02
купить стабилизатор штиль https://msk-stabilizator.ru/cat.php?cat=instab
Цитата
Georgecib
0 #20 Georgecib 2021-04-16 18:07
аренда яхты в мармарисе цены https://european-yachts.com/rent-yacht-turkey
Цитата
Fasrgax
0 #19 Fasrgax 2021-04-16 13:26
south africa virtual number https://virtual-local-numbers.com/countries/42-southafrica.html
Цитата

Добавить комментарий


Security code
Обновить